[ad_1]
Говоря о фигурах, знаковых для мирового кинематографа, сложно обойти вниманием такого режиссера, как Вим Вендерс. Поэт изоляции, пионер жанра роуд-муви, наставник Джима Джармуша, гений черно-белого кино и человек, умеющий к месту использовать неоновый свет. Уроженец Германии и любимец Америки. Вим Вендерс родился в 1945 году в Дюссельдорфе и с детства тяготел к живописи. Эта детская любовь крепла с годами и становилась более осознанной, со временем дав основу для формирования характерного стиля работ Вима. И это первое, что нужно понимать о творчестве режиссера, чтобы по достоинству оценить его работы.
Приняв решение, что хочет связать свою жизнь с живописью, юный Вендерс получил благословение родителей, покинул отчий дом и отправился осваивать желанную профессию в самое подходящее для этого место. В Париж. Как раз в это время он узнал, что его любимые американские художники начали экспериментировать с кинематографом и поспешил последовать их примеру. Результатом такого эксперимента стали первые бессюжетные фильмы и расцветающая любовь Вима к кино. Ни отказ в поступлении в киношколу, ни первые трудности не смогли ее пошатнуть. А художественный взгляд на самые простые базовые вещи стал визитной карточкой режиссера – в фильмах Вендерса ничего не появляется в кадре просто так, как ничего не может появиться просто так на картине.
Молодой режиссер долго получал удовольствие от запечатления знаковых для него пейзажей и вещей – дорог, рельсов и дуновения ветра. Однако необходимо было что-то еще. Передвигаясь с камерой с места на место в поиске удачных кадров, юноша неотвратимо двигался к осознанию своей главной идеи: история рождается в путешествии. Однажды открыв для себя роуд-муви, Вим Вендерс не сможет отказаться от него уже никогда. Именно в этот период родилась его «дорожная трилогия», а также основные принципы повествования, которых он будет придерживаться всю жизнь. Одним из таких принципов является идея нерушимости времени, его значимости и созидательной силы. И это касалось не только времени экранного, но и самого процесса создания киноленты. Другие режиссеры могли отказаться от хронологического порядка сцен, менять местами съемочные дни, Вим – никогда. Это еще один важный момент, который делает фильмы Вендерса такими особенными.
Очевидно, что подобный подход положительно сказывался и на игре – ведь актеры, работавшие под началом Вима, получали возможность не отыгрывать отдельные сцены, а проживать всю историю целиком. Это делало эмоции настоящими, а актерскую игру – не совсем игрой. Этому способствовало также то, что Вим никогда не репетировал со своими актерами, давая им только определенные указания и предоставляя известную свободу действий. Поэтому ощущение достоверности при просмотре его лент возникает у зрителя не на пустом месте.
Фильмы Вима Вендерса легко узнаваемы благодаря своей самобытности. Их сложно отнести к одной конкретной школе или направлению. Американские кинокритики попытались сделать это, объединив нескольких прогрессивных режиссеров Германии, включая Вендрса, в немецкую новую волну. Сам Вим при этом сомневался в ее существовании, утверждая, что ее придумали американцы. Впрочем, это не отразилось на взаимоотношениях режиссера со Штатами, к которым он питал взаимную симпатию. Даже при беглом взгляде на его первые работы, снятые в Германии, можно заметить множество элементов, традиционна приписываемых американской культуре. Шоссе, закусочные и, конечно же, музыка, без которой не возможно ни одно путешествие. Неудивительно, что талантливому режиссеру удалось осуществить американскую мечту и прославиться за океаном. Хотя прославился он главным образом европейской отрешенностью, общечеловеческой искренностью и своей собственной поэтичностью.
«Ложное движение», 1975
Второй и единственный цветной фильм «дорожной трилогии». Экранизация произведения Гёте, переосмысленного режиссером в той степени, которая позволяет ей считаться отдельным произведением. Главный герой фильма, Вильгельм Мейстер, позиционирует себя как начинающий писатель и является неоднозначной личностью, тем не менее обладающей достаточной харизмой, чтобы собрать вокруг себя самых неожиданных персонажей. Компания получается противоречивой и плохо сколоченной, обреченной на расставание, как и подобает любой дорожной компании. Фильм понравится тем, кто переживал собственные пробы пера, затяжные путешествия и экзистенциальный кризис. А также тем, кто коллекционирует культовые женские образы.
«Париж, Техас», 1984
Действие фильма разворачивается в маленьком городке под названием Париж, что находится в штате Техас, и вовсе не похож на тот Париж, о котором принято думать в первую очередь. Главный герой фильма является сломленным обществом неудачником, забывшим человеческую речь и оставившим собственного сына на попечение брата, вовсе не похожим на героев, о которых принято снимать кино. Его цель – найти бывшую жену, которая все еще помнит, как вести беседу, но использует этот навык для работы в дешевом пип-шоу, а не для того, чтобы восстановить контакт со своей семьей, и вовсе не производит впечатление девушки, которую принято искать. А все вместе закручивается в удивительную и невероятно трогательною историю, полную рассветов, дорог и человеческого общения, для которого, оказывается, не всегда обязательно помнить слова. Фильм понравится эстетам, а также тем, кто охотится на неподдельные эмоции.
«Небо над Берлином», 1987
Один из самых известных фильмов Вима Вендерса, совмещающий в себе глобальную идею и личный почти до телесности сюжет. Главный герой фильма, ангел Дамиэль, оказывается на земле, где сталкивается с такими понятными и привычными земными проблемами, включающими конфликты, мошенничество и влюбленность в воздушную гимнастку. Параллельно со все новыми сложностями он открывает для себя и положительные стороны человеческой жизни и предсказуемо сталкивается с вопросом: стоит ли жизнь того, чтобы ее прожить? В лучших традициях работ Вендерса фильм не только показывает зрителю, какой ответ на этот вопрос дает режиссер, но и предлагает самому придаться размышлениям на эту тему.
[ad_2]
Add comment